680
Многие современные язычники, не придерживающиеся исключительно славянских традиций, открывают майскую обрядность в ночь с 30 апреля на 1 мая, когда празднуют Вальпургиеву ночь. Даже людям далеким от язычества знакомо это название по литературным произведениям — таким, как «Фауст» Гете или «Мастер и Маргарита» Булгакова. Праздничная ночь считается главным шабашем ведьм всей Германии и Скандинавии. Ведьмы и колдуны со всей округи слетались на гору Брокен, а горах Гарца, где предавались диким пляскам, совокуплялись с демонами и варили волшебные зелья, потому как травы в эту ночь обретают особую магическую силу.
На самом деле, как это ни парадоксально, один из важнейших языческих праздников связан с именем христианской святой Вальпурги или Вальбурги, дочери одного из королей Западной Саксонии. Вальбурга стала аббатисой монастыря в Хайденхайме неподалеку от Айтштадта, а после смерти одного из братьев руководила мужским монастырем. Слухи о ее чудесах облетели все окрестности, ее почитали как покровительницу моряков…
Прошло много лет со дня ее смерти, удивительные деяния ее позабылись. Однажды новый епископ Айштадта решил восстановить монастырь, и во время реконструкции рабочие осквернили могилу бывшей аббатисы. После этого ее грозный призрак явился самому епископу! Тогда ее останки перевезли в Айштадт и возложили в пустоту одной из скал, откуда впоследствии стало вытекать целебное масло, помогавшее при многих болезнях. Произошло это именно 1 мая.
Казалось бы, ничего в жизни этой доблестной набожной женщины не наводит на мысль о язычестве, и тем более о ночных вакханалиях. Тем не менее, если приглядеться к древним фрескам с изображением святой, можно обнаружить много интересного. Обычно на этих фресках святая Вальпурга изображается с короной у ног (символ ее королевского происхождения) и посохом (знак того, что она была основательницей монастыря). Но Вальпурга часто изображается на фоне лип и холмов, а именно липы считались священными деревьями языческой богини Фригги.
Рядом со святой часто изображают собаку, хотя в ее жизнеописании нет никаких упоминаний о псах, которых держала Вальпурга. В немецких и скандинавских мифах именно собака была самым распространенным волшебным помощником. У Фригги и у нидерландской богини Нехаленниа были собаки… Образ пса тесно связан с плодородием. Кроме того, на фресках Вальпурга часто держит в руках треугольное зеркало. По легенде, в той местности в лесах видели убегающую от охотников девушку с зеркалом. Крестьяне верили, что если заглянуть в это зеркало, можно увидеть свое будущее.
Так христианские мотивы в очередной раз тесно переплелись с ранними языческими обрядами, связанными с весной и плодородием. Не только в Германии, но и по всей Западной Европе в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечаются праздники, восходящие к дохристианским временам. Примерно в это же время отмечается и Белтайн (или Белтейн), который также очень популярен в кругах современных язычников.
Белтейн — кельтский праздник начала лета, в ирландском, шотландском и некоторых других гэльских языках так называется месяц май. Существует несколько интерпретаций этимологии названия данного праздника. Одной из самых популярных является идея, что название «Белтейн» переводится как «огонь Бэля» (где корень -tene означает «огонь»), то есть финикийского бога Ваала. Характер этого праздника связан, в первую очередь, с культом Солнца.
Мотив разжигания огня наблюдается у всех кельтских народов. По поверьям, костры защищали людей от чумы, заразы и несчастий, семья уносила головешку от костра Белтейна в дом, чтобы там разжечь собственный очаг. Во время розжига участникам ритуала запрещалось иметь при себе железные предметы: с этой целью мужчины выворачивали карманы, показывая, что они пусты. Чтобы обеспечить себе урожайный год, валлийцы пекли специальные лепешки из овса и бурой муки. Лепешки разламывались на четыре части и клались в маленькую сумочку; каждый из присутствующих должен был вытащить по куску. Тот, кто вытаскивал кусок из непросеянной муки, три раза перепрыгивал через костер и трижды пробегал между двух огней.
В этот же день принято было наблюдать за восходом солнца. Разумеется, современное празднование Белтейна далеко ушло от древнего. Для многих язычников этот день сводится исключительно к разжиганию костров и гуляниям в кругу единомышленников.