Тсвана, бечуаны, чуана — народ, занимающий территорию в бассейне верхнего течения реки Лимпопо в Ботсване (где является государствообразующим народом), пограничных районах ЮАР, Намибии (где некоторое время существовали бантустаны данного народа Бопутатсвана и Тсваналенд соответственно) и Зимбабве. Общая численность — более 5 млн человек. Язык тсвана относится к подгруппе сото-тсвана группы банту, входящей в бенуэ-конголезскую семью языков. Большинство тсвана ? христиане, часть придерживается традиционных местных верований. В период европейской колонизации лучшие земли тсвана на берегах Лимпопо были отобраны и тсвана расселены колониальными властями по племенным резерватам, после достижения независимости произошёл обратный процесс. Основное занятие тсвана — скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, козы); земледелие развито лишь в восточных и северных районах Ботсваны. Значительная часть тсвана работает на фермах африканеров и горнорудных предприятиях ЮАР.
6 процентов населения Ботсваны являются последователями религии Badimo.
Термин «Badimo» может быть понят как предки, еще так называют живых мертвецов. Считается, что умершие предки продолжают присутствовать и активно участвуют в повседневной жизни людей и племен.
До прибытия миссионеров коренные жители верили в Высшее Существо, Модимо, создателя и управителя вселенной, но впоследствие удалившегося и управлявшего на расстоянии. Однако, более «настоящими» и имеющиими большее влияние на повседневную жизнь были предки, Badimo.
Бадимо — это помошник бога Модимо, который кружатся вокруг человеческих поселений, чтобы убедиться, что никакое табу не было нарушено. Если дух встревожен — он издает щелкающие звуки. Только шаманы, пророки и маленькие дети могут произносить имена Бадимо и Модимо.
Культ предков проводится старейшинами и их позволяет им влиять на молодежь. Считается, что после смерти души старейшин покидают свои тела, чтобы присоединиться к другим Badimo.
Они почитаются и вызываются, успокаиваются жертвоприношениями, молитвами и соответствующим ритуальным поведением. Badimo активно вмешиваются в повседневную жизнь и могут помогать потомкам, которые остаются в мире живых уязвимыми для болезней и несчастий. Так же духи следят за соблюдением табу.
Изготавливаются специальные маски духов-предков, павших героев, которые наши «дуристы» так любят привозить всеми правдами и неправдами из Африки, но такие маски не предназначены для белых и могут принести несчастье.
Еще об африканских верованиях, в том числе о Бадимо читать здесь