Камлание – общее наименование шаманских действий, происходящее от тюркского слова «кам» — шаман.
У тувинских шаманов существует несколько основных видов вамлания, обусловленных различными причинами: особенностями местных условий, образом жизни, силой самого шамана, наконец — искусством исполнения.
«Кузунгул хамнаары» — камлание с помощью зеркала-кузунгу, которое является обязательным атрибутом каждого коронованного шамана. Тот, у кого есть кузунгу, может совершить обряд, направленный на лечение больного. Некоторые шаманы не имеют возможности приобрести бубен-дунгур и облачение, и потому приспосабливаются к простой форме камлания с зеркалом. Эта форма была в прошлом очень популярна и имела устойчивый характер, поскольку шаманы придавали особое значение случайно найденным древним бронзовым зеркалам (обычно – китайского происхождения), с которыми можно было гадать и даже камлать, не имея полного шаманского облачения.
«Хомустап хамнаары» — камлание с помощью хомуса. Эта форма была широко распространена у шаманов Эрзинского, Тес-Хемского, частично Тоджинского и Каа-Хемского кожуунов. Информатор Кенин-Лопсана Т.В. Кунгаа был земляком известного шамана Кыргыса Ламажапа, который жил на берегу реки Качык и вёл камлание на монгольском языке, аккомпанируя на шелер-хомусе. Однако, камлание на хомусе было характерно преимущественно для слабых шаманов.
«Дегир-дунгурлуг хамнаары» — камлание с помощью бубна и ритуального плаща. Шаманам высокого класса полагалось иметь бубен и полное cнаряжение. В отличие от более слабых, камлавших при помощи зеркала или хомуса, настоящий сильный шаман никогда не действовал без бубна и специального костюма, а ими владели все коронованные шаманы любого района Тувы.
«Даяктыг хамнаары» — камлание с жезлом «даяк». Для шаманов Тоджинского района, по сведениям учёного-тувиноведа С.И. Вайнштейна, было характерно использование берёзового жезла «даяк».
Как же проходило само камлание?
Тувинский шаман может камлать в любое время суток: днём, ночью, утром или вечером. Но всё же поздний вечер и ночное время наиболее удобны. В старинной народной песне так поётся:
Шаман, кому суждено шаманить,
Тот ведёт камлание чёрной ночью!
С древности существовал целый ряд обычаев и обрядов, обязательно соблюдавшихся при камлании каждым шаманом:
«Хамны хоору» — вызов шамана. Выбор – кого из шаманов позвать — делает сам нуждающийся человек или больной. Из аала, где он живёт, отправляется посланник с запасным конём, предназначенным для шамана. Получив согласие, он везёт все снаряжение для камлания — прикрепляет к седлу облачение, а бубен вешает на спину. Шаман же прячет за пазухой зеркало-кузунгу, которое никому не позволяет трогать, и отправляется на приведённом коне.
Если шаман отказывает — посланный возвращается домой.
«Чыттыг сан салыры» — зажигание курильницы. Прежде чем приступить к камланию, любой шаман, независимо от уровня квалификации, обязательно проводит «сан салыры» — возжигание курильницы.
Приготовление её состоит в следующем: на плоский камень рассыпают золу и горячие угли, туда же кладут горсть сушёного можжевельника — артыш. Если курильница сразу задымит, значит — она ожила. Тогда добавляют ещё немного муки — тараа, очищенного от шелухи и жареного проса, масла и сала. Сначала шаман окуривает бубен, а затем свою обувь. При этом он стоит на одной ноге, а другую поднимает над дымящейся курильницей. Курильница очищает атрибуты шамана перед камланием и придаёт ему силы в предстоящей схватке со злыми духами. Кроме того, существуют и другие случаи применения курильницы в обрядовых действиях тувинцев.
«Хамнап эгелээри» — начало камлания. После того, как завершены все приготовления, шаман бьёт колотушкой в бубен, затем делает вокруг курильницы по солнцу три оборота правой, потом левой ногой.
Под звуки бубна он кричит то кукушкой, то вороном, что является сигналом к началу камлания. Потом обращается к ээренам-духам и ведёт с ними неслышный для рядовых участников действа разговор.
«Аарыгнын чуулузун кылыры» — сотворение образа болезни. После того, как шаман закончит разговор с духами, он приказывает сделать «призрак» или «образ болезни» — «аарыгнын чуулузу», которая мучит больного. Для этого берёт в руки ножницы и вырезает из бумаги фигурки людей, представляющих образы злых духов. К бумажным фигуркам прикрепляются лоскутки материи разного цвета — готовый «чуулу» шаман прикрепляет к специальной дощечке «даспан» и «аарыгнын чуулузун» — призрак болезни выносят из юрты больного в ту сторону света, которую укажет шаман.
«Огаалга кылыры» — обделка «огаалги». Малоизвестным обрядом является изготовление «огаалги» для больного. По указанию шамана каждый человек имеет право заниматься «обделкой огаалги» — это маленький квадратный кусок войлока, куда кладут остатки старой заварки чая и кусочек сырого мяса. По окончании камлания огаалгу выносят.
«Сериир чоогунда ундурер чувелер» — вещи, предназначенные для выноса перед окончанием камлания. К концу ритуала полагается вынести некоторые вещи, например, курильницу и огаалга. После того, как воскуривают курильницу, специально выбранный для этого человек берёт её в правую руку и совершает три круга по солнцу вокруг больного. В левой руке у него в это время находится огаалга. Затем он выходит из юрты и первым идёт туда, куда шаман указал путь.
Его сопровождает другой человек, который несёт на руках «аарыгнын чуулузу» — призрак болезни. Объясняется это тем, что курильница издаёт приятный запах, а огаалга распространяет вкус мясной пищи, за которыми охотно идут духи болезни, покидая юрту.
«Аржаан кылыры» — приготовление святой воды-аржаан. Прежде, чем вынести предметы, сделанные по указанию шамана, больному необходимо омыться святой водой «аржаан»- причём так, чтобы её капли падали на «огаалгу», на призрак болезни.
Приготовление святой воды проходит обычно следующим образом: в тарелку с водой наливают молока и добавляют в неё горсть толчёного можжевельника. Таким образом, получается трёхсоставный аржаан.
Запрещается проливать святую воду на землю! Все капли должны попасть на поверхность дощечки «даспан», где стоит группа бумажных фигурок с «огаалой».
«Хамнын сериири» — завершение камлания. Процесс камлания продолжается до возвращения двух человек, отправленных шаманом для выноса курильницы и «огаалга». Завершается оно тем, что шаман с бубном обращается туда, откуда они пришли, для того, чтобы по их следам в юрту больного не прокрались носители болезни.
«Тээрек каары» — гадание при помощи колотушки.
Здесь возможны несколько вариантов:
1. Анаа тээрек — жребий благополучия. Производится при помощи колотушки с целью узнать плохое и хорошее в будущем каждого из присутствующих. Основанием для гадания служат разные стороны колотушки: меховая-лицевая и обратная-вогнутая. Шаман бросает ее по солнцу в сторону сидящих вокруг очага слушателей. Если брошенная шаманом колотушка падает обратной стороной вверх, а меховая стороной вниз, то получается «анаа тээрек» — жребий благополучия. Кому выпал жребий благополучия, тот восклицает: «Алдын, монгун амаккай тоорек, хамым» — «Шаман мой, гадание свершилось, достойное серебра и золота», и с радостью возвращает ему колотушку.
2. «Уйгу тээрек» — жребий сна. Если колотушка падала лицевой стороной вверх, а обратной вниз, это означало «уйгу тээрек» — жребий сна, или плохое предзнаменование. По просьбе человека, на долю которого выпал жребий сна, шаман снова бьет в бубен, и еще три раза бросает ему колотушку в подол, чтобы предотвратить будущую опасность. Иногда шаман гадал до тех пор, пока колотушка не падала меховой стороной вниз, что обозначало устранение опасности и «жребий благополучия».
3. «Кырлан тээрек» — нейтральный жребий. Если брошенная колотушка падала на бок, то это положение носило название «кырлан тээрек» — нейтральный жребий. В таком случае шаман сам моментально переворачивал колотушку в ту или иную сторону. После этого гадание начинается снова по просьбе того, на кого выпал «нейтральный жребий». Удовлетворив таким образом просьбы всех присутствующих, шаман прекращает камлание.
«Хамнын огден унери» — выход шамана из юрты. Порядок камлания в юрте строг и последователен. Юрта располагается всегда так, чтобы выход был обращен на восток.
Традиционно у тувинцев существует правило деления юрты на две стороны. Аай талазы — это левая сторона, дедир талазы — правая сторона. Когда шаман уходит, ему открывают дверь. Шаман выходит из юрты только по левой — от очага — стороне юрты.
Асты — плата за камлание. После камлания полагается, чтобы кто-то проводил шамана до самой его юрты. Тот же, кто пригласил шамана, преподносит ему асты — плату за лечение. Размер вознаграждения зависит от имущественного положения больного.
Состоятельные люди могут преподнести в дар шаману овцу, козу, теленка, двухлетнего быка, несколько голов мелкого или крупного рогатого скота. Выделенный погонщик отводит стадо, отданное в жертву шаману, до его аала. Богатый может вознаградить шамана также конём с седлом и наборной серебряной сбруей.
Бедные предлагают в качестве вознаграждения войлочное покрывало, войлочный ковер с узорами, аркан и конские путы, а женщина-вдова — две-три выделанные шкуры барана. Очень бедные люди дарили последние личные вещи и предметы украшения: мужчины — летний халат-тон, шубу, огниво, нож и чалаа-кара из чёрных шёлковых ниток, которую прикрепляли раньше к кончику кос; женщины — кольца чавага из серебряной орнаментированной пластинки, которую получали в день свадьбы и носили в косах, боошкун — ожерелье из бус, которое крепилось на кончике кос.
«Хамнын эт-севинге бээв чувелер» — жертвоприношения шаманским атрибутам.
Пригласивший шамана приносит символическую жертву ритуальным атрибутам. Она состоит из шести различных предметов, употреблявшихся в прошлом в повседневной жизни тувинцев. Это элдик — мешочек, манчак — шнурок из кожи дикого козла, скрученные сухожилия для шитья, иголка, кожаный наперсток и горсть курительного табаку, хранящиеся в том же мешочке.
После Ккамлания их вручают шаману. Когда он возвращается домой, горсть табаку докуривают его соседи, а другие вещи остаются неприкосновенными среди шаманских атрибутов.
«Хамны чедирери» — проводы шамана. Завершив лечение больного, если другие люди его не приглашают, шаман отправляется домой. С ним отправляется сопровождающий. А стадо, полученное за камлание, пригоняет к его аалу другой гонец.
Во время камлания шаман произносит нараспев алгыши – благопожелания, обращения к духам, а также обращается к ним и себя настраивает на общение с ними с помощью хоомей — горлового пения. Причём замечено, что словесной форме алгышей большее предпочтение отдают шаманящие мужчины, а женщины-шаманки чаще поют хоомей.
http://ay-churek.ru