Чтобы стать шаманом, человек должен был, прежде всего, обладать наследственностью — утха (шаманский корень), т.е. иметь предка шамана. Подтверждением его «избранности» являлся какой-либо отличительный знак на теле — тэнгэрийн тэмдэг (божественная отметина): необычное пятно на коже, раздвоенные пальцы, странности в поведении. Считалось, что истинный шаман должен был иметь лишнюю кость и, что лишь люди, чьи души учились на том свете шаманской грамоте, могут сделаться хорошими шаманами. Стать шаманом по желанию было невозможно. Духи приходили к избранным сами, не подчиняясь ничьей воле. За время своей жизни шаманы в зависимости от своих способностей получали посвящения. Степеней посвящения у сибирских шаманов насчитывалось девять.
В зависимости от звания шаман мог иметь свой бубен, железную корону, боевой плащ и проводить все более сложные обряды. Самое высокое звание — заарин (9 посвящение) было редкостью уже в XIX в. Чтобы убедить зрителей в своих духовных силах, шаман девятого посвящения мог возноситься в воздух и парить над кронами деревьев. Первые шаманы, согласно древним преданиям, действительно летали в облаках на своих конях и совершали чудеса, которые их современные потомки повторить не могут.
Первая ступень Ябаган-боо (начинающий познавать шаманскую науку), обычно помощник более известного шамана. Мог только совершать возлияния молоком или чаем простым духам, ублажая их, чтобы они не препятствовали чему-нибудь.
Вторая ступень Духалган-боо — имеющий право обращаться к духам огня, эжинам местности и духам предков. Мог совершать возлияния в добавок к молоку и чаю, тарасуном и топленым маслом.
Третья ступень Хаялгын-боо — имеющий право обращаться к более высоким духам — Хаатам и брызгать вверх. Он имел право делать кровавые жертвоприношения белым бараном.
Четвертая ступень Ёдоотой-боо — законный шаман. Принявший присягу у священного места и имеющий право делать жертвоприношение всем духам, которых знал. Ему разрешалось делать жертвоприношение, как белым, так и черным или любой другой масти бараном.
Пятая ступень Хусэтэ-боо — получивший бубен и способный уходить в транс. Мог совершать шаманское путешествие для исцеления души больного и делать жертвоприношение бараном или козлом любой масти всем хаатам, заянам и эжинам.
Шестая ступень Хорьботой-боо — получивший шаманский посох с конскими копытами. Имел право делать жертвоприношение конем, быком. Умел впускать в себя духа Лонго без бубна и без призываний, лишь немного сосредоточившись.
Седьмая ступень получивший железную корону с оленьими рогами и шаманский плащ с железной накидкой. Имел право делать все необходимые обряды и посвящал в шаманы начинающих. Мог иметь до трех бубнов. Только после седьмого посвящения шаман имел право посвящать в шаманские степени других шаманов.
Восьмая ступень имеющий все. Имел всю необходимую шаманскую атрибутику и бубны разных размеров. У выдающихся шаманов было по несколько десятков бубнов. Знал глубоко всю шаманскую науку и имел право проведения сложных шаманских обрядов. Мог вызывать дождь и ветер.
Девятая ступень высший сан посвящения, познавший истину в шаманизме. Мог быть вестником Тэнгэри, способен был проявлять различные чудеса, в т.ч. левитировать, подниматься в состоянии Лонго выше верхушек деревьев, пророчествовать, свободно общаться со всеми духами и путешествовать между всеми мирами.